Программа наставничества 23-26

ПРОГРАММА
наставничества для работы с молодыми педагогами
муниципального казённого дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад «Буратино» села Амурзет»

2023г

Содержание
1. Паспорт программы………………………………………………………….

3

2. Пояснительная записка……………………………………………………….

6

3.Содержание программы……………………………………………………….

8

3.1. Система работы с молодыми педагогами………………………………

8

3.2. Этапы реализации программы…………………………………………..

9

3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым 12
педагогом…………………………………………………………………………
3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом..
Приложение

1.

Форма

индивидуального

плана

13

профессионального 20

становления молодого педагога……………………………………………….
Приложение

2.

Показатели

системы

оценки

профессиональной 21

деятельности молодого педагога………………………………………………..
Приложение

3.

Анкета

для

педагога

наставника

для

анализа 22

промежуточных результатов работы……………………………………………
Приложение 4. Анкеты для молодого педагога……………………………….

24

Приложение 5. Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога...

30

Приложение 6. Форма отчета о проделанной работе по организации 33
наставничества за год…………………………………………………………….

1. Паспорт программы
Название программы
Авторы

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами
дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Буратино» с.
Амурзет»
Алексеева Лариса Семёновна

Организация
исполнитель
Целевая аудитория

МКДОУ «Детский сад «Буратино» с. Амурзет»

Срок реализации

3 года
(сентябрь 2023г. – май 2026г.)
1 этап – диагностический (сентябрь 2023г.)
2 этап – практический (январь 2023г. – июнь 2026г.)
3 этап – аналитический (август 2026г.)
Оказание помощи молодым педагогам в повышении
квалификации, уровня профессионального мастерства и
обобщении передового педагогического опыта, адаптации к
коллективу коллег, детей, родителей.
1.
Обеспечить
теоретическую,
психологическую,
методическую поддержку молодых педагогов.
2. Стимулировать повышение теоретического и практического
уровня педагогов, овладение современными педагогическими
технологиями.
3. Способствовать планированию
карьеры
молодых
специалистов, мотивации к повышению квалификационного
уровня.
4. Отслеживать динамику развития профессиональной
деятельности каждого педагога.
1. Повышение профессионального мастерства молодых
педагогов в моделировании воспитательно-образовательного
процесса.
2.
Формирование
навыка
ведения
педагогической
документации.
3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов,
обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного
процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых
педагогов и анализ результатов работы наставничества.
1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её
форм и методов.
2. Системность и непрерывность в организации всех форм
взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого
педагога.
3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
4. Анализ результатов работы.
5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и
учебно-методической информацией.
1. Познание молодым педагогом своих профессиональных
качеств и ориентация на ценности саморазвития.
2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами,
воспитанниками, родителями (законными представителями).

Этапы реализации
Цель

Задачи

Основные
направления

Условия
эффективности

Ожидаемые
результаты

Воспитатели со стажем работы по должности менее 3-х лет.

3. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость,
взаимопомощь.
4. Рост профессиональной и методической компетенции
молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к
педагогической деятельности.

2. Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает
роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам,
социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же
должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним
стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного
учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и
профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой
деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается
напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того,
как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал,
останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере
деятельности.
Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель
(методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании,
развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с
кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса
необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости
сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При
взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение,
обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства,
самовыражения.
Программа наставничества нацелена на работу с молодыми педагогами –
воспитателями, имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают
потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик
дошкольного воспитания и обучения. Настоящая программа призвана помочь организации
деятельности педагогов наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной
организации.
Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, педагогам.

3. Содержание программы
3.1. Система работы с молодыми специалистами
Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его
профессиональной деятельности.

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх
субъектов взаимодействия:
Субъекты взаимодействия
Старший воспитатель –
молодой педагог

Содержание взаимодействия

1. Создание условий для адаптации педагога на работе.
2. Знакомство с нормативными и локальными актами.
3.
Обеспечение
необходимыми
методическими
материалами, литературой.
Молодой педагог –
1. Формирование авторитета педагога, уважения,
воспитанники –
интереса к нему у детей и родителей (законных
родители
(законные представителей).
представители)
Молодой педагог –
1. Оказание поддержки со стороны коллег.
коллеги

3.2. Этапы реализации программы
Программа наставничества рассчитана на 3 года. Решение о продлении или
досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом
потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации
программы:
1 этап. Диагностический
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов;
разработка основных направлений работы с молодыми педагогами.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога
по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии,
педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно
делятся на три группы:
1) воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую
подготовку;
2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта
практической работы;
3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы,
определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие
недостаточную
теоретическую и
практическую подготовку

Воспитатели с достаточной
теоретической подготовкой,
но не имеющие опыта
практической работы

Воспитатели со слабо
развитой мотивацией труда

Содержание и цели работы
Усвоение теоретического Овладение
навыками
материала, формирование практической
работы
с
навыков
практической педагогами, родителями.
работы.

Повышение
интереса
и
положительного отношения
к
педагогической
деятельности, помощь в
осознании
своей
профессиональной
значимости,
степени
ответственности
за
воспитание
и
обучение
детей.

Формы работы
Консультации
Семинары-практикумы
Беседы
Изучение методической литературы
Взаимопосещения
Коллективные просмотры педпроцессов
Анализ педагогических ситуаций

Дискуссии
Круглые столы
Деловые игры
Убеждения, поощрения
беседы

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального
становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации
индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом
наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов
анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут
вноситься изменения и дополнения.
2 этап. Практический.
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
 Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих
педагогов;
 Взаимоподдержка и взаимопомощь;
 Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами
воспитания
 и обучения детей;
 Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными
 особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
 Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
 Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий,
игрового и
 дидактического материала;
 Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности
начинающего
 педагога;
 Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Аналитический
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации
этапов программы.
Содержание этапа:
 Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
 Динамика профессионального роста молодого педагога;
 Рейтинг молодого педагога среди коллег;
 Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
 Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
 Подведение итогов, выводы.

3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов,
используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации
программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки
молодых педагогов, от поставленных задач.
Формы работы с молодыми педагогами
Отдел образования
1.Курсы повышения
квалификации.
2.Районные методические
объединения.
3.Районные и областные
семинары, конференции.
4.Вебинары.
5.Конкурсы
профессионального
мастерства.
6.Общение, обмен опытом в
профессиональных интернетсообществах.

Уровень образовательной
организации
1.Диалог, беседа.
2.Индивидуальная, групповая
консультация.
3.Самоанализ собственной
деятельности.
4.Обучающие семинары.
5.Практикумы.
6.Анкетирование, опрос.
7.Мастер-класс педагога
наставника.
8.Взаимопосещения, открытые
просмотры.
9.Анализ педагогических ситуаций.
10.Диссеминация опыта.
11.Деловая игра.
12.Круглый стол.
13.Конкурс профессионального
мастерства.

Департамент
образования ЕАО
1.Аттестация

3.4. План работы педагога наставника с молодым педагогом
№
п/п

Мероприятие

Деятельность наставника

Ожидаемый результат

1 год
1.

2.

3.

Выявление
профессиональных
проблем
и
образовательных
запросов
молодого
педагога
Изучение
нормативно-правовой
базы.
Ведение
педагогической
документации.

Подбор,
разработка
диагностических материалов.
Осуществление
диагностических процедур.

Индивидуальный
план
профессионального
становления
молодого
педагога (далее – ИП)

Деятельность по изучению
нормативных актов, локальных
актов.
Составление
рабочей
программы.
Обучение правилам ведения
документации.
Обеспечение каналов Создание на личном сайте
многосторонней
наставника
страницы
для

Компетентность молодого
педагога
относительно
современных требованиях
к
дошкольному
образованию и педагогу
дошкольного образования,
в ведении документации.
Возможность постоянного
взаимодействия
и

связи с молодым молодого педагога; организация
педагогом.
общения посредством каналов
электронной связи.
4. Проектирование
и Открытые занятия наставника,
анализ
других педагогов, их анализ.
образовательной
Практикумы по планированию
деятельности.
каждого этапа ООД.
Разработка инструментария для
самостоятельного
проектирования ООД.
5. Проведение
Знакомство
с
правилами
мониторинга
проведения
педагогической
освоения
диагностики,
с
образовательной
диагностическим
программы
инструментарием,
способами
воспитанниками.
фиксирования
данных,
с
методами анализа и обобщения
полученных данных.
6. Организация
Анализ РППС в группе в
развивающей
соответствии с требованиями.
предметнопространственной
среды
(РППС)
в
групповом
помещении.
7. Формирование
Подборка
материалов
по
позитивного имиджа вопросам педагогической этики,
педагога
риторики, культуры.
Сборник
методических
рекомендаций.
Практикумы
по
решению
педагогических ситуаций
8. Мониторинг
Выбор
диагностических
профессионального
методик.
Осуществление
роста
молодого мониторинга.
педагога.
9. Определение
Разработка
технического
технического задания задания (с учетом результатов
мониторинга или на основе
перспектив
работы
на
следующий год)
10. Итоги
реализации Подготовка отчета наставника.
программы

общения.
Компетентность молодого
педагога в проектировании
и анализе ООД.

Журнал
мониторинга,
индивидуальные
образовательные
маршруты.

РППС, соответствующая
ФГОС ДО.

Культура
общения
с
педагогами,
родителями
(законными
представителями),
воспитанниками,
освоенные эффективные
приемы.
Коррекция ИП.

Коррекция ИП.

2 год
1.

Моделирование
воспитательного
процесса в группе.

Организация деятельности по
изучению
вопросов
моделирования
воспитательной
работы в группе (проектирование
целей, выбор методов и форм,
особенности
проектирования
рабочей программы, оценка ее
эффективности и др.)
Изучение годового плана и
планирование
отдельных
мероприятий.

Разработка
программы.

2.

Моделирование
культурнодосуговой
деятельности
воспитанников.
Описание темы по
самообразованию.
Освоение
современных
педагогических
технологий

Оказание методической помощи
наставником.
Планирование и организация
мастер-классов
наставника
и
других педагогов.
Организация
работы
педмастерской
по
проектированию
ООД
с
использованием
конкретных
технологий.

План
работы
по
самообразованию.
Обогащение
опыта,
умение
молодого
педагога
использовать
широкий
арсенал
современных методов и
технологий
обучения,
динамика в освоении
технологий.

Презентация
портфолио
наставника.
6.
Изучение
нормативных
документов
по
аттестации
педагогических работников.
7. Проектирование
Организация
самостоятельного
конспектов ООД в проектирования конспекта ООД.
контексте
Видеосъемка ООД. Анализ и
требований ФГОС самоанализ ООД.
ДО.
8. Мониторинг
Выбор диагностических методик.
профессионального Осуществление мониторинга.
роста
молодого
педагога.
9. Определение
Разработка технического задания
технического
(с
учетом
результатов
задания
мониторинга или на основе
перспектив работы на следующий
год)
10. Итоги
реализации Подготовка отчета наставника.
программы

Наличие
портфолио
молодого педагога.
Подготовка
к
прохождению
аттестации.
Компетентность
молодого педагога в
проектировании
и
анализе ООД.

3.
4.

5.

Создание портфолио
педагога.
Введение в процесс
аттестации.

рабочей

Проведение развлечения,
праздника на основании
разработанного сценария.

Коррекция ИП.

Коррекция ИП.

1.

Освоение
современных
педагогических
технологий

2.

Проведение
мониторинга
освоения
образовательной
программы
воспитанниками.
Проектирование
конспектов ООД в
контексте
требований
ФГОС
ДО.
Разработка рабочей
программы.
Ведение
педагогической
документации.
Реализация
культурно-досуговой
деятельности.
Аттестация.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

3 год
Планирование
и
организация мастер-классов
наставника
и
других
педагогов.
Организация
работы
педмастерской
по
проектированию ООД с
использованием конкретных
технологий.
Индивидуальное
консультирование
по
возникающим вопросам.

Самостоятельно
разработанные
конспекты
ООД, планы воспитательнообразовательной деятельности
с использованием конкретных
педагогических технологий.

Самостоятельно составленные
аналитическая
справка,
индивидуальные
образовательные маршруты.

Организация
самостоятельного
проектирования конспекта
ООД. Открытые показы.
Анализ и самоанализ ООД.
Индивидуальное
консультирование
по
возникающим вопросам.

Компетентность
молодого
педагога в самостоятельном
проектировании и анализе
ООД.4.

Индивидуальное
консультирование
по
возникающим вопросам.
Консультирование
по
оформлению документов.

Наличие
самостоятельно
разработанных сценариев.

Самостоятельно
разработанная
рабочая
программа. Компетентность в
оформлении документации.

Аттестация молодого педагога
на первую квалификационную
категорию.
Диссеминация
Оказание
методической Публикация педагогического
педагогического
помощи в обобщении и опыта,
организация
опыта.
презентации
методической
выставки
педагогического опыта.
достижений,
участие
в
конкурсах профессионального
мастерства, выступления на
педсоветах,
семинарах,
конференциях.
Мониторинг
Выбор
диагностических
профессионального
методик.
Осуществление
роста
молодого мониторинга
педагога.
Итоги
реализации Подготовка
отчета
программы.
наставника и молодого
педагога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».