Рассмотрено на педагогическом
совете ДОУ
Протокол № 3
от 27.03.2020г
Утверждено
приказом № 8 от 27.03.2020 г.
заведующего МКДОУ
Л.С. Алексеевой
Программа по профилактике нарушений поведения
и развития социально-эмоциональной сферы
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Составила:
старший воспитатель Л.С. Алексеева
Программа по профилактике нарушений поведения
и развития социально-эмоциональной сферы
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Пояснительная записка.
Асоциальное поведение дошкольников характеризуется нарушениями в поведении
детей. Нарушения поведения – отклонения от принятых в обществе социальных и
нравственных норм. Они выражаются в повторяющихся устойчивых действиях или
поступках, которые включают направленную против коллектива агрессивность. Это
проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для
данного возраста социальных норм или правил.
К нарушениям поведения относятся:
гиперактивность, демонстративность, упрямство, агрессивность, инфантильность (когда
в поступках детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или
предшествующему этапу развития), конформность (полное подчинение внешним
условиям и требованиям окружающих).
Нарушения поведения сопровождаются
эмоциональными нарушениями.
Это устойчивые отдельные или комплексные
эмоциональные состояния, которые препятствуют свободному взаимодействию с
окружающим миром поведенческими реакциями и сопровождаются: тревогой, страхами,
упрямством, раздражительностью и обидчивостью, легко меняющимся настроением и др.
Усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к
окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из
главенствующих мест в социально-эмоциональном развитии ребёнка. Но, по мнению А.В.
Запорожца,
Я.З. Неверович, Е.В. Субботского, одного знания норм и правил
недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения
ребёнка.
При разработке содержания программы коррекции и развития
социальноэмоциональной сферы старших дошкольников мы ориентировались на
положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей
дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с
осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а
эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать своё
поведение. Программа направлена на то, чтобы предметом внимания детей стали
эмоциональные и физические состояния людей.
Программа является коррекционноразвивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся
эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального
дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы,
характеризующейся доброжелательным общением.
Необходимым условием
эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей.
В соответствии с этим требованием программа реализуется в трёх направлениях:
педагог-психолог – родители;
педагог-психолог – педагоги группы;
педагог-психолог – дети.
Цели программы:
1. Профилактика и коррекция негативных тенденций социальноэмоционального развития
детей.
2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование
чувства внутренней устойчивости, автономности.
Задачи программы:
1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные
жизненные ситуации.
2. Формирование установки «Я – хороший, ты – хороший».
3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
4. Овладение ребёнком «языком» эмоций как способом выражения собственного
эмоционального состояния.
Принципы программы:
1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности,
которая определяет благополучие ребёнка и его психологическое здоровье. Принцип
предполагает также ориентацию ребёнка на другого человека.
2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка. Постановка ребёнка в
позицию самоконтроля и саморегуляции.
3. Принцип симпатии и участия. Ребёнок должен чувствовать себя в полной
безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со
стороны сверстников.
Основные направления реализации программы по профилактике нарушений поведения и
развития социально-эмоциональной сферы:
Основные направления
Содержание работы
Формы работы
1. Работа в ДОУ с детьми
старшего дошкольного
возраста
Реализация коррекционно
развивающей работы.
Блок 1. Формирование у детей
следующих умений:
- представления о языке
эмоций как знаках,
подаваемых человеком о себе;
- знания о средствах
выражения различных
эмоциональных состояний;
- понимание ребёнком
значения эмоциональной
окраски слова, его значения в
процессе общения, а также
того, как влияют
отрицательные эмоции на
состояние самого человека и
других людей;
- умения регулировать свои
отрицательные эмоции.
Блок 2.
Обучение этически ценным
формам и способам поведения
во взаимоотношениях с
другими людьми, способам
ухода от конфликтов или их
конструктивного решения,
формирование умения
устанавливать контакты,
сотрудничать. Раскрытие
внутреннего мира ребёнка,
умения в адекватной форме
Групповые и
индивидуальные занятия с
детьми, игры с детьми в
группах.
2. Работа с родителями.
3. Работа с педагогами.
делиться своими эмоциями.
Обеспечение чувства
психологической
защищённости.
Блок 3. Формирование
нравственного поведения в
повседневной жизни. Дать
понятие о парных качествах
(добрый – злой).
Формирование
положительных черт
характера. Обогащение
способами преодоления
негативных черт характера.
1. Оказание родителям
психологической помощи,
ориентированной на
индивидуальную работу с
ними.
2. Создание мотивации
совместной работы с ДОУ по
профилактике и преодолению
асоциального поведения детей.
3. Выработка единого
подхода к воспитанию
ребёнка.
Оказание психологической и
информационной помощи
педагогам.
- Индивидуальные
консультации;
- групповые консультации;
- информация в «Уголках
родителей»;
- организация совместной
деятельности родителей и
детей;
- анкетирование родителей.
- Индивидуальные
консультации;
- групповые консультации;
- семинары
особенностями и
закономерностями развития
социально-эмоциональной
сферы детей старшего
дошкольного возраста;
- обучить адекватным
способам взаимодействия с
детьми, имеющими
определённые трудности;
- помочь создать условия,
способствующие
повышению
эмоционального комфорта в
группе и стимулирующие
развитие положительных
сторон личности ребёнка.
практикумы;
- тренинги;
- релаксации для снятия
эмоционального
напряжения;
- диагностика педагогов
«Стиль педагогического
общения».
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Общее число занятий: 20 занятий, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Количество детей в группе: 6-8 человек.
Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях
принимают участие все дети. С детьми, нуждающимися в коррекции социальноэмоциональной сферы, дополнительно проводиться индивидуальная работа.
Программа условно разделена на три блока:
Блок 1. Развитие эмоциональной сферы.
Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.
Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.
Методические приёмы, используемые в программе:
1. Словесные и подвижные игры.
2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
3. Рисование (тематическое и свободное).
4. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.
5. Проблемные ситуации. В программе элементы игротерапии используются в форме
терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание
отношений ребёнка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы
работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие.
2. Беседа или проблемная ситуация.
3. Развивающая игра, психогимнастический этюд, тематическое или свободное
рисование.
4. Подвижная игра 5. Прощание.
Результатом внедрения программы «Что такое хорошо и что такое плохо» в
воспитательный процесс ДОУ будут:
- развитие у детей гибкости поведения, способности адекватного реагирования на
различные жизненные ситуации;
- сниженный уровень агрессии в поведении детей; - овладение ребёнком «языком»
эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
- владение детьми основами саморегуляции эмоций, поведения, деятельности;
- владение детьми навыками конструктивного общения;
- наличие у детей развитых личностных качеств: доброжелательности, сочувствия,
дружелюбия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога» - ООО «Феникс», Ростов-наДону, 2010 г. 2. Запорожец А.В. «Эмоциональное развитие дошкольника.» -М.:
Просвещение, 1985.-135 с. 3. Захаров В.И. «Как предупредить отклонения в поведении
ребёнка» Под ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993.-115 с. 4. Калинина Р.
«Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения». - СПб.: Речь,
2002.-86 с. 5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры».М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005.-160с. 6.Чистякова М.И. «Психогимнастика» .- М.:
Владос, 1990.- 127 с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
реализации программы «Что такое хорошо, что такое плохо»
для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Каждый привлекателен по-своему».
Осознание ребёнком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и
способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей.
Занятие 1.
1. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.
2. Игра «Назови ласково».
Цель: развивать позитивное самовосприятие.
Ход: ребёнок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома.
Дети повторяют.
3. Рисование «Автопортрет».
4. Беседа по рисункам.
Краски, карандаши, мелки на выбор. Бумага разного формата.
Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного
контакта как способа выражения симпатии друг к другу.
Занятие 2.
1. Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.
2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать своё отношение к другому через
слово, действие.
3. Игра «Газета». Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление
барьеров общения. Ход: на пол кладётся газета, на ней должны поместиться 4 ребёнка,
затем газета сворачивается пополам, потом ещё. Задача детей – как можно ближе стать
друг к другу, чтобы поместиться на газете.
Газета.
2. «Я + Ты = Мы» Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта
позитивного взаимодействия.
Занятие 3.
1. Схематическое рисование правил «хорошего» общения:
помогай друзьям;
делись с ними;
умей остановить друга, если он делает
Бумага, карандаши, доска, мел.
что-то нехорошее; не срывай злость на других; не ссорься по пустякам; не смейся
над ошибками других – ты можешь ошибиться сам.
2. Беседа по рисункам.
3. Игра «Прикосновения».
Занятие 4.
1. Игра «Молекула». Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» (ведущий) все
собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
2. Игра «Комплимент»
3. Рисование «Моя группа»
Бумага, краски, карандаши.
Занятие 5.
1. Игра «Комплимент».
2. Игра «Колокольчик».
Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребёнок посередине. Он раскачивается из стороны
в сторону, остальные его поддерживают.
3. Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держаться за руки и пожимают их – передают ток.
4. Создание коллажа «Наша группа»
Карандаши, бумага.
3. «Волшебные средства понимания»
Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к
эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному
отношению к проблемам других. Развитие умения
Занятие 6.
1. Игра «Я чувствую…» Ход: детям раздаются карточки с изображением различных
эмоций. Ребёнок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
2. Игра «Молекула». 3. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу
«Пойдём играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.
Карточки с изображением эмоций по количеству детей.
принимать настроение других людей.
Занятие 7.
1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимике, пантомимике.
2. Изготовление масок.
3. Игра «Маски». Ход: ребёнок, одев маску, передаёт настроение этой маски.
Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки.
Занятие 8
1. Игра «Руки». Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками,
поссориться руками, помириться руками.
2. Игра «Ниточка с иголочкой».
3. Игра «Я чувствую…»
4. «Настроение» Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта
самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего
настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.
Занятие 9.
1. Игра «Лото настроение».
2. Рисование «Моё настроение».
3. Беседа по изображениям эмоций.
Краски, бумага, карточкилото, карточки с изображением эмоций.
Занятие 10.
1. Упражнение «Возьми себя в руки!»
2. Упражнение «Лев».
3. Игра «Создай марионетку».
Заготовки марионеток по количеству детей.
5. «Волшебная линия»
Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.
Занятие 11.
1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение:
спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.
2. Создание картины с помощью линий.
Бумага, краски.
Занятие 12.
1. Беседа по рисункам.
2. Игра «Нехочуха».
3. Игра-релаксация «Волшебный сон»
4. «Я – хороший, я – плохой» Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие
адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт
характера.
Занятие 13.
1. Игра «Наоборот». Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет
противоположное качество: добрый – злой.
2. Сказка «Чертёнок» (см. Н.Яковлева «Психологическая помощь…»).
3. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие
это собаки.
Мяч.
Занятие 14.
1. Игра «Я умею». Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребёнок
называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).
2. Игра – релаксация «Цветочная поляна». Ход: детям предлагается представить себе
цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть.
3. Рисование цветка.
Мяч, мелки, бумага, краски.
4. «Любимые сказки»
Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование
собственных чувств.
Занятие 15.
1. Игра «Назови героя» Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней
героя сказки.
2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь
будут делать.
3. Рисование «Письмо любимому герою»
Мяч, мелки, бумага, краски.
4. «Вместе веселее»
Расширение опыта позитивного
Занятие 16.
1. Игра «Бумажные развалы».
Старые газеты, бумага.
Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предлагается начать. Дети
стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу.
Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать
бумагу вверх.
Занятие 17.
1. Игра «Клубок».
2. Игра «Найди пару».
3. Игра «Зеркало».
9. «Хорошо и плохо» Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие
потребности в общении, взаимодействии.
Занятие 18.
1. Сценка «Вместе и порознь». Лисёнок и Медвежонок дружили давно, любили играть
вместе. Однажды Лисёнок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и
Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились. Им стало
очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились.
2. Обсуждение сценки.
Занятие 19.
1. Игра «Вежливые слова».
2. Игра «Гамак».
3. Игра «Гусеничка».
Занятие 20.
1. Коллективное сочинение сказки.
2. Игра «Колокольчик».
3. Игра – релаксация.