Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Буратино» села Амурзет».
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Составил: Старший воспитатель: КупаловаЕ.Ю.
1
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка ........................................................................................................... 3
1.2 Цели и задачи .......................................................................................................................... 3
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы ............................................................ 4
1.4 Планируемые результаты ....................................................................................................... 5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................... 6
2.1 Содержание образования по образовательным областям ..................................................... 6
2.2 Формы работы по образовательным областям ...................................................................... 7
2.3 Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными
особенностями детей .................................................................................................................... 9
2.4 Тематическое планирование ................................................................................................... 9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .......................................................................................... 17
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы .................................................................. 17
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды ....................................... 18
3.3 Работа с родителями ............................................................................................................. 19
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом
воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и
культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной
культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей;
историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные
промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует
познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально –
коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное
начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует
развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на
уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в
конечном итоге определяет меру его общего развития.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработана
на основе:
1. Авторской парциальной программы Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение
к истокам русскойнародной культуры»;
2. ООП ДО МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;
3.Календарным графикомМБДОУ «Детский сад №5 «Елочка»;
4.Учебного плана МБДОУ «Детский сад №5 «Елочка».
Реализация парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О.Л. Князевой осуществляется в рамках образовательной деятельности и в
совместный деятельности педагога с детьми. Оптимальные условия для развития ребёнка –
это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной
деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В
процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс
строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей: с
детьми второй младшей (3-4лет), средней (4-5 лет), старшей (5-6) и подготовительной к
школе группы (6-7 лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 35 занятий (1
раз в неделю, 15 мин.), с детьми средней группы проводятся 35 занятий (1 раз в неделю, 20
мин.), с детьми старшей группы 35 занятий (1 раз в неделю, 25 мин.), с детьми
подготовительной к школе группы – 35 занятий (1 раз в неделю, 30 мин.).
1.2 Цели и задачи
Цели:
- расширение представления о жанрах устного народного творчества;
- знакомство со своеобразием и самостоятельностью произведений фольклора, богатства
икрасочности народного языка:
- воспитание у детей нравственных, трудовых, экологических, патриотических чувств.
Задачи:
Создать условий в группе для приобщения детей к русской народной культуре.
3
Сформировать первоначальное представление детей о культуре, истории и жизни
русского народа.
Познакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта,
ремёслами.
Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать в данной
деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки,
заклички, загадки, хороводы.
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть
таланты русского народа.
Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у
детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.
Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную
активность, любознательность.
Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности, связывающей
разные поколения.
Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм.
Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность,
правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки,
песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу,
стране.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Культурологический принцип: принцип культуросообразности в воспитании,
согласно современной трактовке, предполагает, что «воспитание должно основываться на
общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и
нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями,
присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим
ценностям.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает
воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому,
соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к
национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного
фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям,
произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания
условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые
сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и
поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье, ДОУ на основе
сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
4
Принцип системности и последовательности от простого к сложному, чтобы
знания детей накапливались постепенно, с усложнением изучаемых тем.
Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный
видов и форм взаимодействия с детьми
Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию
дошкольников, мне удаётся сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал
действительно ценным, значимым для него.
Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен
вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых
дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных
ощущений детей.
Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен
вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик
Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.
Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный
видов и форм взаимодействия с детьми
Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
1.4 Планируемые результаты
В результате реализации программы:
ребенокраннего возраста:
- проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки,
скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их.
- проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, синтересом
следит за действиями героевкукольного театра.
среднего и дошкольного возраста знает:
- основные литературные понятия пофольклору;
- краткое содержание прочитанныхлитературных произведений;
- быт и традиции русского народа;
- песни, частушки, потешки, загадки,пословицы, поговорки, заклички.
умеет:
- рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;
- использовать в игре предметы быта русского народа;
- создавать творческие работы по фольклорным произведениям
5
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образования по образовательным областям
Образовательнаяобласть
Социально- коммуникативное
развитие
Содержание психолого - педагогической работы
1. Формирование представления о народной культуре; развитие
навыков игровой деятельности; формирование гендерной,
семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств
причастности детей к наследию прошлого.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
3.
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах деятельности.
1. Расширить представление о жанрах устного народного
творчества.
2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
3. Формирование целостной картины мира.
4. Приобщение детей к народной культуре (народные
Познавательное развитие
праздники и традиции).
5. Содействие атмосферы национального быта.
6. Понимать историческую преемственность с современными
аналогами (лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа и
т.д.).
7. Знакомить детей с зависимостью использования предметов
от образа жизни людей, от места их проживания
1. Широкое использование фольклора: песен, загадок,
пословиц, поговорок; развитие устной речи.
2. Способствовать развитию любознательности.
Речевое развитие
3. Пополнять и активизировать словарь детей на основе
углубления знаний о русском народном быте, традициях,
праздниках, искусстве.
3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки.
Художественно- эстетическое 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.
развитие
2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства:
сказки, музыка, пляски
3. Знать и различать народное искусство, промыслы.
4.
Понимать
познавательное
значение
фольклорного
произведения, а также самобытности народных промыслов
( , композиция, цветовое решение), связи народного
в
его
различных проявлениях с бытом,
традициями,
окружающей
природой.
4. Воспитывать интерес к народному искусству, его
необходимости и ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.
м отив
творчества
6
Физическое развитие
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей
2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских
народных подвижных играх.
3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и
творчества; интереса и любви к русским народным играм.
2.2 Формы работы по образовательным областям
Образовательные
области
Физическое развитие
Социальнокоммуникативное
Младший дошкольный
возраст
1. Игровые беседы с
элементами движений
2. Игра
3.Интегративная
деятельность
4. Ситуативный разговор
5. Проблемная ситуация
1. Игровое упражнение
2. Индивидуальная игра
3.
Совместная
с
воспитателем игра
4.Совместная
со
сверстниками игра (парная,
в малой группе)
5. Чтение
6. Беседа
7. Наблюдение
8. Рассматривание
9. Праздник
10. Поручение
Старший дошкольный возраст
1. Игра
2. Беседа
3. Рассказ
4. Рассматривание
5. Интегративная деятельность
6. Физкультурные досуги
7. Спортивные состязания
8. Совместная деятельность
взрослого и детей тематического
характера
9. Проектная деятельность
10. Проблемная ситуация
1. Индивидуальная игра
2. Совместная с воспитателем игра
3. Совместная со сверстниками игра
4. Чтение
5. Беседа
6. Наблюдение
7. Педагогическая ситуация
8. Экскурсия
9. Ситуация морального выбора
10. Проектная деятельность
11. Интегративная деятельность
12. Праздник
13. Рассматривание
14. Просмотр и анализ
мультфильмов, видеофильмов
1.Рассматривание
2.Игровая ситуация
3.Дидактическая игра
4.Ситуация общения
5.Беседа
6.Интегративная
7
15. Экспериментирование
16. Поручение и задание
17.
Совместная
деятельность
взрослого и детей тематического
характера
1. Чтение
2. Беседа
3. Рассматривание
4. Решение проблемных ситуаций
5. Игра
6. Проектная деятельность
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественноэстетическое развитие
деятельность
7.Хороводные
игры
пением
8.Игра- драматизация
9.Чтение
10.Обсуждение
11.Рассказ
12.Игра
с
1. Рассматривание
2. Наблюдение
3.
Играэкспериментирование
4.
Исследовательская
деятельность
5. Развивающая игра
6. Ситуативный разговор
7. Рассказ
8.
Интегративная
деятельность
9. Беседа
10. Проблемная ситуация
7. Создание коллекций
8. Интегративная деятельность
9. Обсуждение
10. Рассказ
11. Инсценирование
12. Ситуативный разговор с детьми
13. Сочинение загадок
14. Проблемная ситуация
15. Использование различных видов
театра
1. Создание коллекций
2. Проектная деятельность
3.Исследовательская деятельность
4. Экспериментирование
5. Развивающая игра
6. Наблюдение
7. Проблемная ситуация
8. Рассказ
9. Беседа
10. Интегративная деятельность
11. Экскурсия
12. Коллекционирование
13. Моделирование
14. Игры с правилами
1.Рассматривание
1. Изготовление украшений для
эстетически
группового
помещения
к
привлекательных
праздникам, предметов для игры,
предметов
сувениров,
предметов
для
2. Игра
познавательно-исследовательской
3. Организация выставок.
деятельности
Изготовление украшений
2. Создание макетов, коллекций и их
4.Слушание
оформление
соответствующей возрасту
3.
Рассматривание эстетически
народной, деткой музыки
привлекательных предметов
5. Экспериментирование со
4. Игра
звуками и материалами 5. Организация выставок
6.
Слушание
соответствующей
(песком, глиной)
возрасту
народной,
детской музыки
6.Музыкально7.Музыкально-дидактическая
игра
дидактическая игра
8.Интегративная деятельность
7.Разучивание
9.Совместное и индивидуальное
музыкальных игр и танцев
музыкальное исполнение
8. Совместное пение
10. Музыкальное упражнение
11. Попевка, распевка
12. Танец
13. Творческое задания
14. Концерт- импровизация
15. Музыкальная сюжетная игра
8
2.3Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и
возрастными особенностями детей
Возраст детей
Регламентированная
деятельность (НОД)
В месяц
Нерегламентированная
деятельность, мин
В день
Совместная
Самостоятельная
деятельность
деятельность
42 - 45 мин
18 - 24 мин
2 – 3 года
1 по 10 мин
3 – 4 года
1 по 15 мин
42 – 45 мин
18 – 24 мин
4 – 5 лет
2 по 20 мин
42 мин
18 – 21 мин
5 – 6 лет
2 по 20-25 мин
36 – 39 мин
15 – 21 мин
6 – 7 лет
2 по 30 мин
33 – 36 мин
15 – 18 мин
Итого в год: 35 час
2.4Тематическое планирование
Младшая группа
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
НОД
«Милости просим, гости дорогие»
Первое посещение детьми «избы».
Знакомство с её Хозяйкой.
«Чудесный сундучок».
Знакомство с сундучком, в котором
живут загадки.
Загадывание загадок об овощах.
«Как у нашего кота».
Знакомство детей с обитателем
«избы» - котом Васькой.
Заучивание потешки
«Как у нашего кота».
«Сундучок Деда Мороза».
Загадывание загадок о зиме, о зимней
одежде.
«Стоит изба из кирпича, то холодна,
то горяча».
Знакомство с печкой, чугунком,
ухватом, кочергой.
9
Совместная
самостоятельная
деятельность
«Ходит сон близ окон».
Знакомство с колыбелькой (люлькой,
зыбкой) и
Колыбельнымипеснями.
1. «Репка». Кукольный театр.
2.Знакомство детей с рукомойником.
Повторение потешки
«Водичка-водичка, умой моё личико».
3. Развлечение «Осень в гости к нам
пришла».
1.Повторение потешки «Как у нашего
кота».
2.Дидактическое упражнение
«Похвали котика».
3.Игра с котёнком в
катушку на ниточке
«Уж ты, зимушка- зима».
Игровая ситуация «Оденем куклу на
прогулку».
1.Развлечение «Пришла коляда-отворяй
ворота».
Знакомство детей с
Рождеством.
2. «Фока воду кипятит и как зеркало
Февраль
Март
Апрель
блестит».
Знакомство детей с самоваром.
Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».
1.Показ сказки Л.Н.Толстого «Три
медведя».
2.Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу
чаем».
1. «Масленица дорогая – наша гостьюшка
годовая».
Знакомство детей с
Масленицей.
2. Нет милее дружка, чем родимая
матушка».
Этическая беседа
«Моя любимая мама».
1. «Приди, весна, с радостью».
Разучивание заклички «Весна, весна
красная».
2. Театрализованная деятельность по сказке
«Заюшкина избушка».
1. Кукольный театр по сказке «Кот, лиса и
петух».
2. «Здравствуй, солнышкоколоколнышко!».
Разучивание потешки про солнышко.
3. Прощание с «избой».
Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Прощание детей с
Хозяйкой до осени.
«Гость на гость-хозяйке радость».
Знакомство детей с
Медведем Мишуткой. Лепка
посуды
Хозяйкины помощники.
Знакомство детей с предметами
обихода-коромыслом, вёдрами,
корытом, стиральной доской.
«Петушок – золотой гребешок».
Знакомство детей с новым
персонажем – Петушком.
Разучивание потешки о петушке.
«Трень – брень, гусельки».
Знакомство с русским народным
инструментом – гуслями.
Май
Средняя группа
Месяц
Сентябрь
Октябрь
НОД
1. «Во саду ли, вогороде».
Разучиваниепотешки «Нашкозёл».
Дидактическая игра
«Что растёт в саду иогороде».
Загадывание загадокоб овощах и
офруктах.
2. Коровушка ибычок. Знакомстводетей с
домашнимиживотными.
Разучиваниепотешки про коровуи бычка.
1. «Бычок – чёрныйбочок».
Повторениепотешки про бычка.
Знакомство сосказкой «Бычок –чёрный
бочок, белыекопытца».
2. Знакомство сосказкой «Гуси –лебеди».
Разучиваниепотешки «А тари,тари, тари».
10
Совместная
самостоятельная
деятельность
1. «Чудесныймешочек».
Повторение песенки
– потешки «Нашкозёл».
Дидактическая игра
«Чудесныймешочек».
2. Лепка овощей изсолёного теста.
Раскрашиваниеовощей послевысыхания.
3. «Приглашаем вгости к нам». Играупражнение
«Вежливоеобращение кгостям».
Повторениепотешек о козле,коровушке,
бычке.
1. «Чудесныйсундучок».
Дидактическая игра
«Кто спрятался?» (отгадываниезагадок о
домашнихживотных).
Повторение попевоки потешек
одомашнихживотных.
2. Сюжетно –ролевая игра«Магазин
овощей».
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
1. «Сошью Машесарафан».
Знакомство сженской русскойнародной
одеждой.
2. «Золотоеверетено». Знакомство
спредметами обихода– прялкой и
веретеном.
1. «Зимовье зверей».
Знакомство сосказкой «Зимовьезверей».
Повторениепесенки «Как натоненький
ледок».
2. «Одень зверей».
Аппликация поготовым формам.
Самостоятельныйпересказ сказки
«Зимовье зверей».
1. «Сундучок Деда
Мороза». Беседа
«Подарки Деда
Мороза».
Разучиваниезаклички «Мороз,мороз, не
морозьмой нос».
1. «Волшебныеспицы». Знакомствосо
спицами ивязанием на них.
Беседа о шерстяныхизделиях и о
томоткуда берётсяшерсть (козья,овечья).
2. «Масленицадорогая – нашагостьюшка
годовая».
Знакомство с
Масленицей.
Разучивание песенки
«Блины».
1. «При солнышке –тепло, при матушке
– добро». Беседа омаме с
включениемпословиц ипоговорок.
Составлениерассказа «Какая моямама».
Пениепесенок о маме.
2. «Весна, весна,поди сюда!». Рассказо
старинныхобычаях встречивесны.
Загадываниезагадок о весне.
Заучивание закличкио весне.
1. «Шутку шутить –людей насмешить».
Знакомство спотешнымфольклором –
11
3. Подвижная игра
«Гуси – лебеди».
1.Развлечение
«Осенины».
2. Чтение сказки
«Золотое веретено»
3. П/и «Жмурки».
1. «Здравствуй,зимушка- зима».
Загадки о зиме.
Разучивание русскойнародной песенки
«Как на тоненькийледок».
2. «Сею, сею,посеваю, с Новымгодом
поздравляю!».
Знакомство спраздником Новогогода.
Разучиваниеколядки«Щедровочка».
3. «Лисичка –сестричка».
Пальчиковый театрпо сказке «Лисичка
– сестричка и серыйволк».
1. Развлечение
«Рождественскиесвятки».
2. Вечер зимнихзагадок.
3. п/и «Снежнаякрепость».
4. «Петушок –золотой гребешок».
Упражнение ввежливомобращении к
гостю.
Дидактическая игра
«Похвали Петушка».
Кукольный театр
«Петушок и бобовоезёрнышко».
1. «Лиса и козёл».
Дидактическая игра
«Похвали лису».
Повторение потешеко
домашнихживотных. Игра -драматизация
«Лисаи козёл».
2. «Сарафан для лисички». Ручнойтруд.
Аппликация изшерстяных цветныхниток.
3. «Весёлые ложки».
Знакомство спредметами обихода
– деревяннымиложками.
Загадывание загадоко животных.
1. Развлечение
«Масленица дорогая
– наша гостьюшкагодовая».
2. «Лисичка соскалочкой».
Знакомство спредметом обихода
– скалкой.
Настольный театр
«Лисичка соскалочкой».
3. «Пришла весна!».
Повторениезаклички о весне.
Коллективнаяаппликация изцветных
лоскутков«Пришла весна».
1. «Небылица –небывальщина».
Знакомство снебылицами.
дразнилками,скороговорками.
2. Русскаясвистулька. Рассказо
глинянойсвистульке. Лепкасвистулек.
Май
1. Времена года.
Рассказ о временахгода
сиспользованиемсоответствующихзагадок.
Повторениезакличек, песенок овременах
года.
2. «Волшебнаяпалочка».
Узнаваниезнакомых сказок поотрывкам из
них,иллюстрациям,предметам.
Разучивание
исамостоятельноепридумываниенебылиц.
2. «Чудесныйсундучок».
Раскрашиваниесвистулек.
Дидактическая игра
«Угадай по звуку».
Слушание народныхмелодий.
3. «Крошечка –
Хаврошечка».
Просмотрмультфильма
поСказке«Хаврошечка».
1.Русскаябалалайка.
Знакомство сбалалайкой.
Пословицы ипоговорки обалалайке.
2.Игра с Колобком.
Самостоятельноетворческое
развитиесюжета сказки
«Колобок».
3.Прощание с«избой». Знакомстводетей с
новойсказкой (по выборуХозяйки).
Прощальноечаепитие.
Старшая группа
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
НОД
1. «Гуляй, даприсматривайся».
Рассказ о первомосеннем месяце,
егоприметах.
Разучивание песенки
– попевки«Восенушка –осень».
2. «Вершки дакорешки».
Знакомство сосказкой «Мужик
имедведь».
1. «Хлеб – всемуголова». Беседа
«Откуда хлебпришёл?».
Знакомство состариннымиорудиями
труда –цепом и серпом.
Пословицы ипоговорки о хлебе.
2. «Октябрь пахнеткапустой». Беседа
охарактерных дляоктября
явленияхприроды, народныхобычаях
ипраздниках
(Покров).
1. «Друг за дружкудержаться –
ничегоне бояться».
Рассказываниесказки
«Крылатый,мохнатый дамасленый».
Беседа овзаимовыручке иподдержке.
2. Гончарныемастеровые.
Дидактическая игра
«Что какназывается?».
12
Совместная
самостоятельная
деятельность
1.Дидактическаяигра «С какогодерева
детки?»(плоды,листья).
2.Дидактическаяигра «Вершки
дакорешки».
3.Вечер загадок.
4.П/и «Гуси –лебеди».
5.Игровая ситуация«На обед винегрет».
1.Знакомство спредметами обихода
– деревяннымкорытцем, тяпкой.
2.Повторениепопевки «Восенушка– осень».
3.Игра –драматизация посказке «Заяц –
хваста».
Разучиваниепотешки «Зайчишка–
трусишка».
4.Лепкакондитерскихизделий из
солёноготеста.
5.П/и «Жмурки».
1.Развлечение
«Капустник».
2.Беседа о страхе.
Пальчиковый театрпо сказке «У
страхаглаза велики».
3.«Знаешь ли тысказки?».
Литературнаявикторина посказкам.
4.С/р игра
Декабрь
Рассказ о гончарномпромысле.
Знакомство сосказкой «Лиса
икувшин».
1. «Здравствуй,зимушка – зима!».
Беседа
охарактерныхособенностяхдекабря
сиспользованиемпословиц,поговорок.
Разучиваниезаклички «Ты
Мороз, Мороз,
Мороз».
2. «Пришла коляда –отворяй ворота».
Рассказ орождественскихпраздниках
иколядовании.
Разучиваниеколядки.
1. «Хороший город
Городец». Рассказ огороде Городце
игородецкой росписи.
Пение частушек.
Январь
Февраль
Март
Апрель
1. «Гуляй, даприсматривайся».
Беседа
охарактерныхособенностяхфевраля.
Чтениесказки «Два
Мороза».
2. «Ой ты,
Масленица!».
Рассказ о
Масленице. Пениеобрядовых песен.
1. «Нет милеедружка, чем
родимаяматушка». Беседа омаме.
Изготовлениеподелки в подарокмаме.
2. «Гуляй, даприсматривайся».
Беседа охарактерныхпризнаках
весны.Разучиваниезаклички о весне
«Жаворонки,прилетите».
1. «Шутку шутить –людей
насмешить».
Знакомство спотешнымфольклором.
13
«Магазинкондитерскихизделий».
5.П/и «Горшок»
1.«С Новым годомсо всем родом!».
Беседа о традицияхпразднования
Нового года. Пениеколядок.
2.«Новогодняяигрушка». Ручнойтруд.
3.«Проказы старухизимы». Вечерзагадок о
зиме.
Повторениезаклички «ТыМороз, Мороз,
Мороз».
4.Иградраматизация посказке «Лиса и рак».
5.П/и «Два Мороза».
1.Развлечение
«Рождественскиесвятки».
2.«Гуляй, даприсматривайся».Беседа
охарактерныхособенностяхянваря.
3. Просмотрмультфильма посказки
«Морозко».
4. «Лиса –обманщица».
Викторина посказкам.
Разыгрываниесюжета сказки«Лисичка –
сестричка и серыйволк».
5. Дидактическаяигра «Составь узор».
Составление узоровиз готовых форм
погородецкой росписи.
1. Сказка для Кузи.
Самостоятельноерассказываниедетьми
сказок.
Словесная игра
«Аюшки».
2. Письмо Нафане.
Составление детьмиписьма Нафане –другу
домовёнкаКузи. Повторениеобрядовых
песен,посвящённых
Масленице.
3. Праздник «Ой ты,
Масленица».
4.Физкультурныйдосуг «Папа и я –
спортивные друзья».
5. П/и «Горелки»
1. Изготовлениеподелок в подарокмаме.
2. Рисование «Весна
– красна»
Повторениезаклички о
весне«Жаворонки,прилетели».
3. Праздник «8
Марта».4. «Мудрёному исчастье к лицу».
Прослушиваниесказки «Семилетка».
Загадываниезагадок.
5. С/р игра «Моясемья».
1. «Небылица влицах,небывальщина».
Развлечение
срусскиминародныминебылицами.
Составление детьмипотешного
рассказа.
Загадывание загадоко весенних
явлениях.
2. «Апрель ленивогоне
любит,проворногоголубит». Рассказ
овесенних полевыхработах.
Самостоятельныйпосев детьми
семян.
Май
1. «Победа в воздухене вьётся, а
рукамидостаётся». Рассказо войнах –
защитниках
Отечества.
Чтениесказки «Каша изтопора».
2. «А за ним такаягладь –
ниморщинки невидать».
Знакомстводетей с
различнымиспособами
глажениябелья. Загадываниезагадок о
предметахобихода.
2. «Весна, весна,поди сюда!».
Пениезакличек о весне.
Словесноеупражнение «Какиекраски и для
чегонужны весне».
3. «Чудо – писанки».
Рисование
наобъёмнойформе(скорлупеяйца).
Знакомство сискусствомминиатюры на
яйце(славянскимиписанками).
4. Красная горка.
Знакомство страдицияминародных
гулянийна Пасхальнойнеделе.
Словесныеигры. Пениечастушек.
5.Литературнаявикторина порусским
народнымсказкам.
1. Игра –драматизация «Кашаиз топора».
2. «Весна краснацветами».
Повторениезакличек, песенок,пословиц о
весне.
Отгадываниезагадок.
3. Кукольный театрпо сказке Н.Павловой
«Подкустом».
4. Коллективнаяаппликация излоскутков
«Русскаяизба».
5. Прощание с«избой».
Словесныенародные игры.
Рассказываниедокучных сказок.
Пение частушек.
6. Физкультурныйдосуг на основерусских
народныхигр.
Подготовительная к школе группа
Месяц
Сентябрь
НОД
1. «Восенушка –осень – сноп последний
косим».
Беседа о первомосеннем месяце,
егоособенностях иприметах.
Повторениезаклички
«Восенушка –осень».
2. «Хлеб – всемуголова». Беседа
остаринных способовуборки хлеба.
Знакомство сжерновами и
ихиспользованием.
14
Совместная
самостоятельная
деятельность
1. Повторение примет осени и заклички
«Восенушка – осень».
2. «К худой голове своего ума не
приставишь». Беседа об уме и о
глупости.
Знакомство со сказкой
«Про Филю».
Словесная игра «Филяи Уля».
3. «Град на усть Оки».
Рассказ о Нижнем
Новгороде.
Прослушиваниерусских народныхпесен
(в грамзаписи).
4. Повторениепословиц и поговороко
хлебе.
5. «Снедь Московская:хлебы».
Рисованиенатюрморта.
Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Март
1. «Октябрь – грязик
– ни колеса, ниполоза не любит».
Беседа охарактерныхприметах октября.
Рассказ о народномпразднике Покрове.
2. «Камень град».
Знакомство слегендами остроительстве
Нижегородскогокремля –
пограничнойкрепости
Московскогогосударства.
1. Синичкин день.
Заключительнаябеседа об осени.
Рассказ опраздниках
Синичкин день и
Кузьминки.
2. «Где живёт перо
Жар-птицы?».
Знакомство детей схохломскойросписью и
её
традициями
(«кудрина»,«травка»).
1. «Пришла Коляданакануне
Рождества». Беседао
рождественскихпраздниках,святочных
гаданиях.
Пение песенок.
2. «Зимние узоры».
Знакомство
створчествомвологодскихкружевниц.
1. «Гжельпрекрасная».
Знакомство
сгжельскимхудожественнымпромыслом.
2. «На героя и славабежит». Рассказ
орусских богатырях.
1. «Сердце материлучше солнцагреет».
Этическаябеседа о маме
свключениемнародных пословици
поговорок.
2. «Живёт в народепесня».
Беседа орусской народнойпесне.
15
1. Повторение пословиц об осени.
2. «Злое истребление».
Рассказ о монголо– татарском
нашествии ипредания о граде
Китеже. Знакомство состаринным
оружием.
3.«Золотая осень».
Рисование природы
Сахалина.
4.П/и «Совушка –сова».
5.«Удивительноерядом».
Конкурсподелок из
природногоматериала.
1.«Чудо – чудное,диво – дивное –
Золотая Хохлома».
Рисованиедекоративной посудыпо
мотивамхохломской росписи.
2.«Большой урожайрябины –
морознаязима». Пословицы инародные
приметы орябине.
3.Развлечение
«Рябинник».
4.П/и «Жмурки».
5.Игра – викторина
«Восенушка – осень»
(пословицы,поговорки,
загадки,заклички, песни,народные
приметы).
1.«Пришла Коляданакануне Рождества».
Развлечение.
2.Зимний спортивныйпраздник.
3.«Морозные узоры».
Рисованиедекоративное
помотивамкружевоплетения.
4.«Дело мастерабоится». Чтение сказки
«Семь Симеонов».
Дидактическая игра
«Кому что нужно
дляработы»..Повторениепословиц о
труде имастерстве.
1.«Гжель прекрасная».
Самостоятельноерисование
детьмигжельских узоров.
2.Физкультурныйдосуг «Папа и я –
спортивные друзья».
3.«МасленицаПрасковейка,встречаем
тебяхорошенько!». Беседа о
Масленице. Пениепесен, частушек.
4.Праздник «Ух ты,
Масленица!».
1.Русская матрёшка.
Рассказ о матрёшке.
Разучивание частушек.
2.Поэзия народногокостюма. Рассказ
онародном костюме.
Прослушиваниерусских народныхпесен
Знакомство спословицами ипоговорками
опесне. Разучиваниерусской
народнойпесни «Ой, вставалая
ранёшенько».
Апрель
Май
1. Красная горка.
Рассказ о Пасхе.
Словесныенародные игры
«Садовник»,
«Бирюльки».
2. «Путешествие назлатогривой чудо –
тройке». Знакомстводетей с образом коняв
русском народномдекоративно –
прикладномтворчестве
(городецкая,палехская,хохломскаяроспись).
Рассказ омастерах Палеха.
1. «Человек безРодины, что соловейбез
песни».
Заключительнаябеседа о прошломродного
края игероях – земляках.
2. Прощание с«избой».
Заключительнаябеседа о русскойизбе и
национальнойкухне.
16
(в грамзаписи).
3.«Грач на горе –весна на дворе».
Беседао русских обычаяхвстречи весны.
Пениезакличек о весне.
4. «Шутку шутить –людей насмешить».
Беседа о народномюморе. Словесная
игра
«Путаница».
5. П/и «Горелки».
1. «Шутку шутить –людей насмешить».
Развлечение (докучныесказки,
скороговорки,дразнилки, игры).
2.Повторениесловесных и народныхигр
«Садовник»,
«Бирюльки».
3. Прослушиваниенародных
песен,воспевающих русскуютройку (в
грамзаписи).
4. «Чудо – писанки».
Рисование на объёмнойформе (скорлупе
яиц).
5. Праздник «Пасха».
6. Самостоятельнаяпосадка
ивыращивание семянцветов.
1. Просмотр презентаций о героях
ВОВ.
2. Коллективноеизготовление панно
излоскутков «Русскаякухня».
3. Литературнаявикторина по
русскимнародным сказкам.
Игра – драматизация.
4. «Край родной, навеклюбимый».
Экскурсияв лес. Русскиеподвижные
игры наоткрытом воздухе.
5. Посадка цветов,оформление клумб.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебно-методическое обеспечение программы
Учебно-методические пособия
№
1
2
Автор
Князева О.Л.,
Маханева М.Д.
Куприна Л.С.,
Бударина Т.А.
Название
Приобщение детей к истокам
русскойнародной культуры.
Образовательнаяпрограмма.
Знакомство детей с русским
народнымтворчеством. Методическое
пособие.
Количество
1
1
Электронные образовательные ресурсы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название
Количество
CD-ROM. Ознакомление с
предметнымисоциальнымокружением во второй младшей
1
группедетского сада.
(Дыбина О.В.)
CD-ROM. Ознакомление с
предметнымисоциальнымокружением в среднейгруппе
1
детского сада.(Дыбина
О.В.)
CD-ROM.
Ознакомлениеспредметнымисоциальнымокружением в
1
старшейгруппе детского сада.(Дыбина
О.В.)
CD-ROM. Ознакомление с
предметнымисоциальнымокружением в подготовительной
1
к школе группе детскогосада. (Дыбина О.В.)
CD-ROM. Практическая
энциклопедиядошкольногоработника.Изобразительноеиску
1
сстводлядошкольников.
Натюрморт,пейзаж,портрет.(Краснушкин Е.В.)
CD-ROM.Русские народные сказки.
6
CD-ROM.Русские народные сказки.
6
Издательство «Учитель». Ягоды. Грибы.Компакт-дискдля
1
компьютера: наглядно-дидактический материал.
Аудиоэнциклопедия «Как жили на Руси»
1
3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует
организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и
наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных
переживаний. В детском саду педагоги выделили место в старшей группе и оборудовали его в
виде комнаты в русской избе, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в
русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д. В поисках старинных бытовых предметов
участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.
Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу
жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На
бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка,
установлена небольшая печь. Отдельно от избы находится колодец. Почти вся хозяйственная
утварь , орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими
ремёслами.
Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его
действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева. её можно
перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские
народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда
русских крестьянок для девочек.
В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными
промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы
прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).
Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе –
самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки –
ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.
Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с
куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в
традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый
сарафан и кокошник.
Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта,
их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах
подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина –
керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью
использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более
богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную
активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки,
используются пословицы и поговорки.
Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в
виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка,
петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего
возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи
кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых
произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или
использован кукольный и пальчиковый театр.
Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным
народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются
народные песни, частушки, заклички.
Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в
поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в
современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна
организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному
народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых
предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
3.3 Работа с родителями
Младшая группа
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Взаимодействие с
родителями
1.Сбор урожая на огородах.
2.Изготовление поделок из овощей.
3. Изготовление нарядов для игровой зоны «Ряжение».
1.Участие в конкурсе поделок из природного материала
«Удивительное рядом».
2.Наглядно- информационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии
ребёнка»
Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка».
1.Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда
Мороза».
2.Консультация «Одежда по сезону»
1.Помощь в изготовлении чугунков.
2.Наглядно-информационный материал «Русский фольклор о зиме».
1. Фотовыставка
«Мы играем».
2. Физкультурный досуг по русским народным играм
«Папа и я – спортивная семья».
1. Участие в подготовки развлечения
«Масленица».
2. Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям.
1. «Весенняя неделя добра».
Изготовление скворечников; весенние поделки.
2. Наглядная информация
«Русский фольклор весной».
1. Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков.
Средняя группа
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Взаимодействие с
родителями
1. Сбор урожая наогородах.
2. Поделки изовощей.
1. Участие вконкурсе детскихподелок изприродногоматериала
«Удивительноерядом».
2. Консультация
«Устное народноетворчество, каквыразительноесредство в речевомразвитии детей».
1. Участие вразвлечении
«Осенины».
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
2. Нагляднаяинформация«Народныйфольклор осени».
1. Помощь вподготовке кНовому году.
2. Заучиваниеколядок и стихов кпразднику.
3. Участие вконкурсе детскихподелок
«Мастерская Деда
Мороза».
1. Участие вподготовкеразвлечения
«Рождественскиесвятки».
2. Изготовлениеатрибутов кразвлечению.
3. Участие в вечерезимних загадок.
4. Нагляднаяинформация
«Русский фольклорзимы».
1. Вязание одеждыдля кукол изшерстяных ниток.
2. Физкультурныйдосуг «Папа и я –спортивная семья».
3. «Бабушкинсундук». Помощь впополнении русской«избы»стариннымивещами.
1. Участие вподготовки ипроведенииразвлечения
«Масленица» ипраздника «8 –Марта».
2. «За самоваром».
Чаепитие порусским народнымтрадициям.
3. Участие ввыставке детскихрисунков «Весна,весна, поди сюда!».
1. Нагляднаяинформация
«Русский фольклорвесной».
2. Выращиваниесемян цветов.
1. Участие ворганизациичаепития.
2. Помощь в посадке цветочных клумб.
Старшая группа
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Взаимодействие с
родителями
1. Сбор урожая на огородах; ягод влесу.
2. Сбор природного материала для поделок.
3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей».
1. Консультация
«Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».
2. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала«Удивительное
рядом».
1. Участие в подготовке развлечени «Капустник».
2. Фотовыставка«Приобщение детейк истокам русской народной культуры».
3. «Бабушкин сундук».
Пополнение русской«избы» старинными вещами.
1. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам.
2. Наглядная информация
«Русский фольклор зимой».
3. Участие вконкурсе поделок«Мастерская Деда Мороза».
4. Помощь в организации Новогоднего праздника.
1. Участие в подготовке развлечения
«Рождественские святки».
2. Изготовление атрибутов к развлечению.
3. Участие в выставке детских рисунков «Зимушка хрустальная».
1. Помощь в подготовке праздника
«Масленица».
2. Участие в физкультурном досуге «Папа и я –спортивные друзья».
1. Испечь печенье
«Жаворонки»,бублики.
2. «За самоваром».
Чаепитие по русским народным традициям.
Апрель
Май
3. Участие в выставке детских рисунков «Весна –красна».
1. Участие в развлечениях
«Небылица в лицах,небывальщина»,
Красная горка.
2. Выращивание семян цветов.
3. Наглядная информация
«Русский фольклор весной».
1. Участие в физкультурном досуге.
2. Помощь в посадке цветочных клумб.
3. Фотовыставка
«Приобщение детейк истокам русской народной культуры».
Подготовительная к школе группа
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Взаимодействие с
родителями
1. Сбор урожая на огородах, ягод влесу.
2. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.
3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей».
4.Наглядная информация
«Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».
1. Участие в конкурсе поделок«Удивительное рядом».
2. Консультация
«Приобретение детьми культурного богатства русского народа».
3. «Бабушкин сундук».
Пополнение русской«избы» старинными вещами.
1.Участие в развлечении
«Рябинник».
2. Участие в игре-викторине «Восенушка- осень».
1. Подготовка атрибутов к праздникам.
2.Участие в развлечении
«Пришла Коляда на кануне Рождества».
3.Участие в спортивном празднике.
1. Участие в физкультурном досуге.
2. Участие в подготовке праздника «Ух ты,
Масленица!».
3. Фотовыставка
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
1. Заучивание сдетьми пословиц,закличек, песен о весне.
2. Испечь пряники,бублики.
3. «За самоваром».
Чаепитие по русским народным традициям.
1. Участие в празднике «Пасха».
2. Выращивание семян цветов.
3. Наглядная информация
«Русский народный фольклор весной».
1. Участие в литературной викторине.
2. Помощь в оформлении цветочных клумб.